Ритейлер против ритейлераВремя экстенсивного роста, когда розничные торговые сети расширялись в основном за счет строительства новых магазинов, уходит. Их владельцы задумались о переходе от количества к качеству. Но смена стратегии — дело непростое. Расплачиваться придется замедлением темпов роста: по прогнозам опрошенных аналитиков, в 2007 г. совокупный оборот российских розничных торговцев увеличится лишь на 15,6%, а в следующем — на 13,6%. До сих пор ритейлерам жилось очень неплохо. В 2006 г. реальные располагаемые доходы населения увеличились на 10,2%. Кроме того, активно развивалась система кредитования. За прошлый год, по данным ЦБ РФ, объем выданных кредитов вырос на 47%, причем кредиты населению увеличились на 75%. Но все начнет меняться уже с этого года. Рост реальных располагаемых доходов населения замедлится если не в этом году, то в следующем уж точно. Как только пройдут выборы, тратить деньги на повышение зарплат и пенсий будет уже не так стратегически необходимо. Кредитный бум тоже идет на убыль. В этом году для дальнейшего торможения сразу несколько причин. “Инициатива ЦБ, по которой банки должны показывать свои реальные процентные ставки по кредитам, замедлит рост розничного кредитования”, — убежден Евгений Надоршин из “Траста”. Кроме того, приток валюты в страну уменьшился из-за снижения мировых цен на энергоносители. Это значит, что денежная масса будет расти неспешно. Так что даже увеличение конкуренции на рынке кредитования не заставит банки снижать ставки по кредитам — ведь деньги будут дорожать. В самом секторе розничной торговли тоже грядет революция. Война с несовременными форматами — одиночными магазинами, ларьками и рынками — почти выиграна. В I квартале 2006 г. оборот розничной торговли на вещевых и продовольственных рынках вырос по отношению к тому же периоду 2005 г. на 3,2%. Продажи других торговцев выросли на 13,3%. А в I квартале этого года рынки и вовсе показали отрицательную динамику. По данным Федеральной службы государственной статистики, оборот торговли на рынках составил 93,7% от оборота прошлого года, в то время как цивилизованная розница прибавила 18,5%. Похоже, скоро наступит время реальной конкуренции между самими сетями. Cпособом выиграть конкурентную борьбу станет успешное выступление игроков во всех форматах — гипер- и супермаркетов, дискаунтеров, магазинов у дома. К примеру, X5 Retail Group до 2008 г. собирается купить гипермаркеты “Карусель” — единственный недостающий формат в своей сети. “Седьмой континент” пока не обзавелся лишь форматом “у дома”. Проблемой для отечественных сетей мог бы стать приход иностранных игроков. Впрочем, аналитики уверены, что пока этого опасаться не стоит. “Строить в России собственные магазины уже поздно, а покупать какие-то сети еще рано. Ведь пять крупнейших сетей контролируют лишь 5% рынка”, — уверен Андрей Никитин из “Уралсиба”. Хотя списывать со счетов иностранцев не стоит — например, французский гигант Carrefour уже не раз заявлял о том, что рассматривает Россию в числе приоритетных рынков, а сеть Wal-Mart уже зарегистрировала в нашей стране несколько своих торговых марок. Татьяна Сейранян, smartmoney.
|